Оззи Осборн наблюдал за церемонией, сидя на троне
Фото: Kevin Mazur / Getty Images for The Rock and Roll Hall of Fame
Фото: Chris Pizzello / AP
Фото: Chris Pizzello / AP
Фото: Chris Pizzello / AP
Фото: Chris Pizzello / AP
Фото: Chris Pizzello / AP
Фото: Chris Pizzello / AP
Фото: Chris Pizzello / AP
Фото: Chris Pizzello / AP
С 2007 года, начиная с Грандмастера Флэша, в Зал славы рок-н-ролла принимают представителей хип-хопа. Это способствует увеличению аудитории и популяризации бренда. Каждый год это артисты, чья музыка оказала влияние на массовую культуру и чья свобода самовыражения была схожа с рок-н-роллом. В 2024 году в Зал славы были введены группа A Tribe Called Quest и певица Мэри Джей Блайдж. A Tribe Called Quest — часть «догламурной» истории хип-хопа, а расцвет Мэри Джей Блайдж связан с MTV 1990–2000-х, главным образом — с Пи Дидди, который был ее первым продюсером. Скандалы вокруг Пи Дидди (см. “Ъ” от 6 октября) не повлияли на решение экспертов, ежегодно выбирающих из обширного списка тех, кто достоин попасть в Зал славы. Важно то, что хип-хопу теперь отведены не одна, а две позиции, в то время как значимые рок-артисты, такие как Iron Maiden, остаются вне этой институции. Однако фронтмен Iron Maiden Брюс Дикинсон называет Зал и музей славы рок-н-ролла «мавзолеем рока» и не считает большой честью быть «похороненным» в Кливленде.
Никто не может сказать, что 78-летняя Шер занимает чужое место. Она действительно революционная фигура в популярной музыке, и в ее карьере также были «рок-периоды». Но ее поп-хиты всегда звучали наиболее ярко. Для церемонии введения в Зал славы была выбрана песня «Believe», которая не только не имеет отношения к рок-н-роллу, но и дала старт автотюну — самому характерному и ненавидимому элементу поп-музыки XXI века. Песня была исполнена вместе с Шер Дуа Липой, символом крупнобюджетного и бездушного попа. Торжественную речь перед выходом Шер на сцену произнесла кинозвезда Зендая. Очевидно, что кливлендская институция с каждым годом все больше стремится наладить связь с широкой аудиторией разного возраста.
В Зал славы рок-н-ролла был введен Оззи Осборн. Он страдает болезнью Паркинсона и не мог петь, но, сидя на специальном троне прямо на сцене, наслаждался исполнением своих хитов коллегами. Воспроизвести голосовой тембр Оззи — задача невыполнимая. Об этом признавался солист группы Tool Мейнард Джеймс Киннан, которому выпало исполнить песню «Crazy Train». Это не удалось ни Билли Айдолу, который взялся за «No More Tears», ни Джелли Роллу с «Mama, I’m Coming Home». Тем не менее, аккомпанирующая группа, в состав которой вошли барабанщик Чед Смит, бас-гитарист Роберт Трухильо и гитаристы Закк Уайлд, Эндрю Уотт, Стив Стивенс и Вольфганг Ван Хален, с лихвой компенсировала отсутствие виновника торжества у микрофона.
Присутствие продюсера Эндрю Уотта, ответственного за последние альбомы Оззи, а также за множество громких релизов 2020-х, относится к той же категории светской или индустриальной необходимости, что и Дуа Липа в дуэте с Шер. Без Уотта сейчас ничего не обходится, как и без бородача с татуированным лицом Джелли Ролла, который в 2024 году появляется везде, от сериала «Король Талсы» с Сильвестром Сталлоне до фестиваля Hangout, где он поет с Ланой Дель Рей. Эти два персонажа значительно уступают в легендарности другим участникам чествования Оззи, но очень заметны на музыкальном рынке. И Зал славы рок-н-ролла готов выдвинуть их на передний план.
Из всех нынешних избранников Оззи Осборн, вероятно, больше всего соответствует образу музейного рокера. Однако среди новых избранных был и гитарист Питер Фрэмптон, который далек от коммерческого ажиотажа остальных героев вечера. Ввести его в Зал славы рок-н-ролла доверили вокалисту The Who Роджеру Долтри. Он отметил, что Фрэмптон всегда был «беспокойной душой», но оставался верен своей главной любви — гитаре. 74-летний Питер Фрэмптон страдает от дегенеративного заболевания мышц и уже успел провести официальный прощальный тур, но с прошлого лета снова гастролирует.
<